В данной теме упоминался фильм Билли Уайлдера "Раз, два, три" (1961) .
Хотелось бы вернуться к его обсуждению. Сдается мне, что в 1961 году, в разгар американско-советской холодной войны, чтобы решиться поставить фильм на тему Восточного и Западного Берлина, нужно было обладать определённым мужеством. Тем более для человека, проживающего в одной из стран-участников конфликта. И хотя маккартизм уже не свирепствовал, как в начале 50-х при Трумэне, тем не менее большинство американских режиссеров в основном только намекало на какие-то нелицеприятные стороны в жизни США (например, в жанре пеплумов – постановок на тему Древнего Рима, придавая деятелям той эпохи узнаваемые современные черты), а за открытый текст можно было и поплатиться. Вспомните реплику Кэгни-Макнамары: «Меня внесут в чёрный список, дети будут голодать… и всё из-за тебя и твоего темперамента».
На мой взгляд, Уайлдер потрясающим образом удержал баланс, показывая героев старшего поколения (и советских, и американцев, и немцев) одинаково неприглядно, как бы подчеркивая, «все они друг друга стоят». Не скатился до грубой комедии, прославляющей американцев и карикатурно изображающей русских (таких комедий снималась масса). Симпатии Уайлдера на стороне молодых - американки Скарлетт и немца Отто.
По поводу изображения советских (я думаю, это более точный термин, чем русские) в этом фильме. Кто у нас на экране из советских – представители государства. И какое могло быть отношение к советскому государству, в свете, скажем, поступков «дорогого Никиты Сергеевича», стучащего ботинком по трибуне во время выступления на сессии ООН ? Кстати, Уайлдер обыграл и этот момент – в сцене танцев на столе, когда именно лысый снимает ботинок и стучит им по столу.
Что там еще по советским – упоминание в шутливой форме (как бы о Кока-коле или о Москвиче - точной копии машины 1937 года) о краже западных технологий и игнорировании авторского права – чистая правда, можно вспомнить, например кражу документов Конкорда в Тулузе и постройку на их основе ТУ-144.
Момент падения портрета Хрущева, за которым портрет Сталина. Опять же, Уайлдер хотел показать, что советское государство крайне мало изменилось и возведение Берлинской стены – тому подтверждение.
В общем, мое мнение такое: советские показаны так, как и заслуживали; фильм никак не может считаться «грубым и банальным».