Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Статьи [2]
Статьи от O.L и V.L. [16]
Творчество [1]
Сюда добавляем только "продукты" личного творчества, за исключением кинокритических статей. Не забываем копирайт


Форма входа


Поиск


Друзья сайта




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
· RSS20.04.2024, 05:41
Главная » Статьи » Статьи от O.L и V.L.

Жанр вуся пян.
В связи с тем, что некоторым очень нравится фильм Ли Аня «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (КТЗД), позволю себе написать несколько слов о жанре, к которому принадлежит это произведение. Вуся пян – характерный для китайской культуры в достаточной степени уникальный жанр. Пян означает принадлежность к кино, а вуся состоит из двух иероглифов: ву – боевые искусства, ся – воин, часто странствующий, бродячий, придерживающийся определенного кодекса поведения – верность Учителю, альтруизм, справедливость, пренебрежение богатством, стремление к славе, правдивость (приблизительный европейский аналог- рыцарь, японский – самурай). Вместе получается фильмы о воинах-одиночках, мастерах боевых искусств. Причем, эти самые воины, в отличие от рыцарей и самураев, могут быть не только аристократами, но и самого плебейского происхождения. Очень почтенный жанр, сначала литературный, потом стал активно использоваться в китайской классической опере, а затем идеально подошел для кино. Очень часто содержит определенные фэнтезийные элементы, т.к. мастерство воина включает в себя и многие сверхестественные умения – запредельная быстрота движений, преодоление гравитации, способность концентрировать внутреннюю энергию Ци и использовать ее для нападения, обороны, залечивания ран. Отсюда, почти всегда присутствующие в Вуся-фильмах, полеты героев, скольжение по воде, предвидение и т.д. Кстати, полеты в китайских фильмах отнюдь не являются компьютерными спецэффектами (за некоторыми исключениями). Это уникальная техника с использованием проволки, опробованная первоначально в опере. Китайские актеры, снимающиеся в вуся пян, считают делом чести владеть всеми необходимыми умениями самостоятельно, не используя специальных каскадеров.
Попробуем проследить историю вуся по хорошо известным в наших краях фильмом и лит.произведениям.
Вуся появились в глубокой древности. Вспомним фильм «Герой» Имоу. Четверо мастеров боевых искусств поставили своей целью убить тирана Ши Хуан-ди. Двое из них –Сломанный Меч и Летящий Снег (великолепные Тони Люн и Мэгги Чун) из царства Чжоу. Это самое Чжоу, чей печальный конец мы наблюдаем в фильме, задолго до показанных событий было славной династией Древнего Китая (1027- 249 до н.э.). Это золотой период китайской философии, когда сформировались две из основных религиозно-философских систем – конфуцианство и даосизм, развивались литература, изобразительное и музыкальное искусства, китайская медицина. Вот тогда-то и появились вуся, воины высокого класса, часто наемники, живущие за счет своего боевого мастерства. Жизнеописания наиболее прославившихся из них есть у Сыма Цяня – китайского историка древности. Имоу Чжан своих героев придумал (за исключением Ши Хуан-ди) – это обобщенные образы. Но обратите внимание, что все четверо мстителей в фильме – люди высокой культуры. Копьеносец Небо – знаток вейчи (китайских шахмат), Сломанный Меч и Летящий Снег занимаются каллиграфией, Безымянный несомненно хорошо знает китайскую медицину. Кроме того, некоторые из них демонстрируют незаурядную по тем временам мудрость. Сначала Сломанный Меч, а вслед за ним и Безымянный отказываются от мести, проникнувшись величием идеи Ши Хуан-ди создать единое, сильное государство.
А вот другой фильм о том же периоде истории – «Император и убийца» Кайге. В отличие от «Героя» эта картина основана на литературном источнике, анонимной новелле примерно1-го в.н.э. «Яньский наследник Дань». Жизнеописание героя новелла Цзин Кэ, тоже мастера боевых искусств, тоже мстителя имеется и в «Исторических записках» Сыма Цяня. Т.е. это уже «реальная» фигура, этакий вуся 3-го века до н.э.
Образ вуся можно проследить по фильмам и в дальнейшей истории. В период Троецарствия (Битва у Красной скалы» Джона Ву, «Троецарствие: возвращение Дракона»
Дэниэла Ву) носителями принципов Ся выступают Лю Бей и его побратимы Чжан Фей и Гуань Юй, а также их соратник Чжао Юнь. Это уже 3-ий век н.э. Из перечисленных здесь личностей исторически реальным является Лю Бей. Подробнее об этом будет написано в рецензии на фильм Джона Ву.
Действие фильма «ДЛК» Имоу относится к эпохе Тан (618-907 н.э) Это был знаменательный период в истории Китая. В 6-10-ом в.в. здесь активно распространяется буддизм, это время мощного подъема искусств и наук, когда жили и работали великие поэты – Ван Вэй. Бо Цзи-И, Ли Бо, Ду Фу. Период рассвета китайской пейзажной живописи. В общем Золотой Век . И это нашло свое отражение в фильме. По сравнению с более аскетичным «Героем», «ДЛК» – просто раблезианское пиршество красок, роскошь костюмов и интерьеров. Даже пейзаж в натурных съемках вторит своей пышностью пышности эпохи (снимались натурные сцены на Украине). Вуся здесь совершенно другие. Это мятежная секта(в основном женская), борющаяся с государственным режимом. Основным стержнем фильма становится любовь, как проявление истинной свободы личности, не вмещающейся ни в какие рамки, даже в рамки кодекса Ся.
Кстати о буддизме. В знаменитом романе У Ченъэня «Путешествие на Запад» рассказывается история о том, как танский монах Сюаньцзан отправился в Индию за подлинными буддийскими священными книгами. Сам монах - доверчивый и глуповатый рохля, но его спутники - царь обезьян Сунь Укун, оборотни Чжу Бацзе и Шасэн - хоть и фантастические, но настоящие вуся, не раз выручающие монаха из непростых переделок.
Роман этот, вернее его отдельные главы неоднократно экранизировали на родине, а в 2008 году вышел американо-китайский фильм «Запретное царство», тоже имеющий в основе «Путешествие на Запад» . Герои фильма - мастера боевых искусств даос (Джеки Чан) и буддист (Джет Ли) стремятся освободить Сунь Укуна, которого Нефритовый полководец превратил в статую. При этом самого Сунь Укуна тоже играет Джет Ли, а Джеки Чан кроме древнего даоса еще и владелец видео-лавки в Чайна-тауне современного Лос-Анжелоса. Таким образом, в фильме проводится очень характерная для вуся пян идея об условности времени и пространства. Вуся часто живут в неком духовном «всегда» и «везде».
И еще о буддизме. Буддийские монахи храма Шаолинь - частые герои вуся пян (многочисленные «Храмы Шаолиня»). Дерутся они, правда, врукопашную, в крайнем случае посохом или бамбуковым шестом, но на то они и монахи.
В 12 веке героями-вуся становятся настоящие китайские робингуды – благородные разбойники речных заводей (роман Ши Найаня «Речные заводи»). Так же неоднократно экранизировался в Китае, но у нас эти фильмы практически неизвестны.
Действие фильма «КТЗД» Ли Аня происходит в эпоху Цин, что можно определить только по костюмам и мужским прическам – выбритые лбы и длинные косы. Цин – манжурская династия. В середине 17-го весь Китай оказался под властью маньчжур. Это была последняя императорская династия Китая, а ее последний император хорошо известен благодаря одноименному фильму Бертолуччи (к вуся пян никакого отношения не имеет).
Центральная фигура фильма Ли Аня - великий воин Ли Мубай - какой-то неправильный вуся. Драться не хочет, постоянно всех поучает, а свой меч по имени Зеленая судьба вообще отдает чиновнику на хранение. Ли Ань ориентировался главным образом на американскую аудиторию и пригласил на роль Ли Мубая актера Чоу Юнь-фа, хорошо известного в Америке, но совершенно не владеющего кунфу. Вот и пришлось трем дамочкам (Чжан Зии, Мишель Йео, Чен Пейпей ) отдуваться за этого «великого воина».
Некоторые вуся подвизались на детективной ниве. В романе Ши Юйкуня «Трое храбрых, пятеро справедливых» добровольные помощники судьи Бао (храбрые и справедливые) – настоящие вуся, наделенные уникальными способностями.
Нужно еще сказать о том, что существует огромное количество фильмов гонконгского и тайваньского производства, в которых вуся рубят в капусту вампиров, оборотней, злобных призраков и тому подобную нечисть, а также сражаются со зловещими представителями фауны, например, бабочками-убийцами.
Как видите, создатели вуся пян черпают свои сюжеты отовсюду: из исторических записок, классических и современных романов, народных сказок, комиксов. Режиссер
Фэн Сяоган умудрился даже поставить свой вуся-фильм по шекспировскому «Гамлету». Пошел, так сказать, по стопам Куросавы. Фильм называется у нас «Банкет», правильнее было бы «Пир». В нем есть все фирменные признаки шекспировской трагедии, перенесенной на китайскую почву. Например, знаменитая пьеса Гамлета, разыгранная перед дядей-узурпатором с целью его разоблачения.

Для удобства пользования привожу списки:

Некоторые литературные произведения жанра вуся:

Ши Найань «Речные заводи» «Шуйху чжуань»
Ло Гуанчжун «Троецарствие» - отдельные эпизоды
У Ченъэнь «Путешествие на Запад» - отдельные эпизоды
Ши Юйкунь «Трое храбрых, пятеро справедливых»
Чуаньци(странные истории) эпохи Тан
Ван Дулу пятитомный роман «Крадущейся тигр, затаившийся дракон», одна из частей которого легла в основу фильма Ли Аня.
Цзинь Юн «Меч Небес и Сабля Дракона»
Гу Лон «Беспощадный меч»
Хуан Юи «Шаг в прошлое» - соединение научной фантастики с вуся

Кстати, в известном у нас фильме Ван Цзявея «Любовное настроение» герой Тони Люна
журналист, мечтающий стать писателем, как раз пишет романы вуся.

Некоторые Вуся пян (вуся фильмы):

Чин Сютун «История китайского призрака» (по новелле Пу Сунлина)
Чин Сютун «Меченосец-2»
Чин Сютун «Терракотовый воин» (здесь играет известный режиссер Имоу Чжан, сам машет мечом и очень недурно)
Майкл Мак, Чин Сютун «Бабочка и меч» по роману Гу Лона
Кво Рем Ву «Любовь призрака»
Цуй Харк «Бабочки-убийцы»
Цуй Харк «Воины Зу»
Цуй Харк «Семь мечей»
Ван Цзявей (Вонг Карвай) «Прах времени» (Пепел времени)
Имоу Чжан «Герой»
Имоу Чжан «Дом летающих кинжалов» (ДЛК)
Кайге Чен «Клятва»
Кайге Чен «Император и убийца»
Джефри Лау «Китайская одиссея 2002»
Роб Минкофф «Запретное царство»

Это весьма разные по качеству фильмы – от великолепных («Герой», «Прах времени», «Император и убийца») до весьма посредственных («Воины Зу»). Но все они очень красивы, с очень качественно поставленными сценами поединков, со своеобразными китайскими эффектами. Раньше слабой в западном понимании стороной вуся пян являлся сюжет. Но китайские зрители ценили прежде всего именно показ боевых искусств, почти хореографическое построение поединков, антураж этих сцен, часто повторяющихся из фильма в фильм. Следование традициям, а не оригинальность – основная черта китайской культуры. Например, традиционной для вуся пян является сцена поединка в бамбуковой роще (КТЗД, ДЛК), где гибкие, густо стоящие стволы бамбука задают полеты-скольжения по верхушкам деревьев, обеспечивают использование бамбуковых кольев в качестве оружия. Как сказал Имоу Чжан, «герой просто обязан подраться среди бамбука, чтобы его признали настоящим воином».
Или поединок среди занавесей и ширм (Герой, Битва у красной скалы). Конкретные особенности этих общих сцен, их кинематографическое решение – предмет особого интереса китайских зрителей. В последнее десятилетие, с выходом китайского кинематографа на международную арену, сюжеты этих фильмов стали более проработанными. Они часто включают исторические (или псевдоисторические) аллюзии, подробную мелодраматическую интригу, отсылки к основам даосизма и буддизма, к подлинным реалиям Китая. Но главное, это очень зрелищные, динамичные фильмы, способные доставить радость глазам, а часто и уму.

P.S. Иногда в нашей (очень немногочисленной) литературе по этому вопросу встречается несколько иное наименование жанра – вукся пян, или даже вукся пьян. Это конечно неверно. Хотя этот самый вукся (вуся) частенько бывает пьян – даже школа такая есть, все же надо помнить, что жизнь у вуся нелегкая, и нечего попрекать его лишним глотком вина.



В форум.


Категория: Статьи от O.L и V.L. | Добавил: O_L (29.03.2009)
Просмотров: 10340 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Сайт создан в системе uCoz