Меню сайта |
|
Категории каталога | |
Форма входа | |
Поиск |
|
Друзья сайта |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
О прекрасном
То, что я сейчас пишу, называется «крик души». 4 года мы показываем в киноклубе кино, и единственное, что вас в нем интересует – это сюжет. Но ведь мы говорим о кино как об искусстве, почему же такая категория, как «прекрасное» столь редко появляется в ваших суждениях о фильмах? Почему красота изображения не захватывает вас? Наиболее красивые картины оказываются наименее востребованными – «Барри Линдон», «Фанни и Александр», «В прошлом году в Мариенбаде», тетралогия Антониони. «Прекрасное» – необыкновенно ёмкая категория и в смысловом и в эмоциональном плане. Хочу привести простой пример. Возьмем два живописных полотна хорошо известных вам и сходных между собой по тематике. Это В.Г.Перов "Охотники на привале" 1871 г. и Питер Брейгель Старший «Охотники на снегу» ок. 1565. Посмотрите на картину Перова - "Охотники на привале" Здесь всё, как в плохом кино. Взгляд сразу упирается в центральный групповой портрет. Собственно больше некуда смотреть. Поэтому обычно начинают рассуждать о психологизме художника, дескать, как он написал персонажей, сразу понятны характерные особенности всех троих. Ещё бы они не были понятны! Здесь ведь не охотники изображены, а какие-то актёры провинциального театра, играющие этих самых охотников. Вон тот в черном играет человека, с жаром рассказывающего охотничьи байки, а тот, который в картузе, изображает, что он жадно слушает. Третий, в шляпе, играет бывалого мужика, который байкам не верит. Тут даже собаку втянули в эти игры. Пёс тоже изображает хвостом, что с интересом роет какую-то ямку. Единственные естественные «персонажи» картины – убиенные этими псевдоохотниками заяц и пара уток. Они же и пробуждают хоть какую-то живую эмоцию – сочувствие к бедным зверушкам. Что приходит на ум при созерцании данного полотна? Анекдот. Так и хочется сказать: «Сидят Петька, Василий Иванович и Фурманов …» (приношу извинения за неполиткорректность своих аллюзий). Резюмирую – всё довольно плоско, а в этой своей плоскости несколько гротескно, хотя манера изображения (сугубо реалистическая) особой гротескности не предполагает. Интересно, не у Василия ли Григорьевича учились наши отечественные кинорежиссёры мизансцене и работе с актёрами?
Теперь перейдём к Брейгелю - «Охотники на снегу» Почувствовали? Да, хочется просто помолчать. Брейгель вообще очень кинематографичный художник. Отнюдь не потому, что А.Тарковский использовал «Охотников» в «Солярисе». У Брейгеля пространство организовано по-киношному. Он задаёт скольжение взгляда по картине с помощью усталых, тяжеловатых шагов своих охотников, взлетевшей птицы, петляющей замерзшей реки. Зеленоватые зеркала чистого льда разделены на кадры белыми полосками снега. Крыши домиков создают ритм, которому вторят силуеты гор. Начинающее темнеть небо (короткий зимний день клонится к закату) повторяется в цвете льда. Послушайте, как Брейгель написал тишину. Это живая тишина – поскрипывает снег под ногами, поскуливают усталые псы, слегка покачивается вывеска на харчевне, тихо гудит пламя костра, снизу от реки доносятся крики и смех. Всё это само по себе и вместе. Это – мир. Отвернитесь от этой картины, она всё равно останется с вами. Потому что – это поэзия и музыка, потому что – это прекрасное, а - Прекрасное пленяет навсегда. К нему не остываешь. Никогда Не впасть ему в ничтожество. Всё снова Нас будет влечь к испытанному крову С готовым ложем и здоровым сном.
(Джон Китс. Из поэмы «Эндимион» пер. Б.Пастернака)
| Категория: Статьи от O.L и V.L. | Добавил: O_L (07.01.2009)
| Просмотров: 1023
| Рейтинг: 4.9/7 |
|
|